music industry FAQ
Q. Какую роль для музыканта играет лейбл?
Лейбл оказывает финансовую поддержку, предоставляет студию для записи, продюсерские услуги, заключает c музыкантом контракт на запись, продвигает его альбом, занимается дистрибуцией музыки. Лейбл может предлагать музыканту идею альбома, исходя из своих коммерческих интересов.
Q. Что такое контракт на запись?
Это договор между музыкантом и лейблом. Включает в себя условия о сроках, выплате музыканту вознаграждений [роялти] и правах на музыку.
Обычно контракт заключается на определённый срок, в течение которого музыканту нужно выпустить конкретное количество альбомов или синглов.
В контракте прописывается как будут делиться деньги между лейблом и артистом. Как будут распределяться проценты от продажи музыки, авансы, расходы на запись и рекламу. Музыкант получает роялти [свой доход от продажи музыки] после вычета расходов на запись и продвижение.
В контракте также оговаривается кому принадлежат права. Чаще, права получает лейбл, но со временем или при выполнении условий права могут быть возвращены музыканту.
Q. Чем занимаются музыкальные продюсеры?
Помогают музыкантам создавать звуковую обёртку песни, подобрать инструменты и позаботиться о качестве звучания альбома. Продюсеры руководят процессом записи, отвечают за творческие и музыкальные решения при создании песни.
Популярный исполнитель может выбрать продюсера, с кем бы хотел посотрудничать, сам.
Гонорар продюсера может быть фиксированным или может составлять процент от продаж музыки. Гонорар прописывается в контракте на запись.
Финансовая поддержка обычно оговаривается в контракте и зависит от многих факторов, например, от статуса музыканта.
На этапе записи и производства музыки лейбл оплачивает студийное время, аренду оборудования, звукозаписывающих инженеров для создания альбома/сингла. На этапе продвижения лейбл инвестирует в маркетинговые кампании, чтобы раскрутить музыканта и его музыку. Это реклама, видеоклипы, пиар, участие в музыкальных фестивалях.
Лейбл может предоставить продюсера, который будет работать над звуком и качеством записи.
Занимается дистрибуцией музыки на различных платформах. Пример: стриминговые сервисы, магазины, радио и так далее. Оплачивает расходы за распространение музыки.
Для гастролирующих музыкантов лейбл может финансировать организацию туров, аренду залов, оплату сессионных музыкантов, технического персонала.
Q. Чем занимается менеджер музыканта?
На этапе планирования альбома менеджер помогает оценить реалистичность концепции, предложенной лейблом в коммерческих интересах, с точки зрения бюджета. На этапе записи альбома менеджер составляет расписание и помогает координировать работу команды. На этапе пост-продакшна менеджер следит за сроками. На этапе продвижения помогает с планированием интервью, пресс-релизов, рекламных кампаний.
Также менеджер занимается организацией выступлений музыкантов. Ищет подходящие места для концертов и связывается с администраторами стадионов. У каждого стадиона обычно есть менеджер по мероприятиям, он отвечает за согласование бронирования и детали мероприятия. При заключении договора для концерта обсуждается дата, доступность, стоимость аренды. В договоре прописаны условия, дата, время, стоимость аренды, требования к безопасности, оборудованию.
После заключения договора музыкант, менеджер и команда занимаются продажей билетов и рекламой мероприятия. Выпускают рекламу, продают билеты через онлайн-платформы, печатают афиши, баннеры и так далее.
Подготовка к шоу начинается за несколько недель до концерта, арендуется звуковое и световое оборудование, придумывается оформление сцены, а ещё решается вопрос обеспечения безопасности.
Q. Что такое аванс?
Аванс - это деньги, выплаченные артисту заранее, чтобы помочь с расходами на запись и продвижение. Часто аванс возвращается лейблу из будущих роялти.
Q. Что такое роялти?
Роялти, процент от прибыли при продаже музыки, обычно варьируется от 10% до 50%, зависит от переговоров лейбла и музыканта.
Иногда часть прибыли лейбл использует для поддержки и рекламы музыкантов. Снимаются видеоклипы, запускается дополнительная реклама, организовываются концерты.
Музыкант также получает механические роялти, когда его песни продаются/транслируются на радио или потоковых сервисах. Обычно это фиксированный процент от цены каждой проданной записи или отчисления с каждого стрима.
Есть авторские роялти - выплачиваются авторам песен [это музыканты или авторы текстов].
Q. Из чего состоит процесс создания музыкального альбома?
В процессе работы музыканты выбирают общую идею. Обсуждается тема, стиль, настроение, история, которую они хотят рассказать через музыку. Далее пишутся тексты, придумывается мелодия, аранжировка, после чего музыка записывается. Записанные песни проходят пост-продакшн, на этом этапе могут быть добавлены дополнительные инструменты, вокал, эффекты, чтобы создать желаемый звук. Также выполняется сведение и мастеринг для качественного звучания альбома.
Потом выбирается порядок треков на альбоме. Это важно, так как влияет на общее восприятие. Решается, какие песни будут началом, а какие - завершением.
Создаётся дизайн обложки.
Далее идёт производство физических копий, включая печать и упаковку.
Создание альбома сопровождается пиар-кампанией, выпуском видеоклипов, участием в интервью и рекламных кампаниях.
В дату релиза альбом выпускается на цифровых платформах, в магазинах и онлайн-сервисах. Физические копии распространяются через магазины или онлайн-магазины.
После релиза продолжается пиар-кампания и продвижение альбома. Устраиваются концерты, телепередачи, радиоэфиры.
Музыканты следят за реакцией слушателей и критиков на альбом, читают отзывы и общаются с поклонниками.
Q. Где я могу встретить менеджеров по поиску талантов?
В поисках музыкантов менеджеры по поиску талантов посещают концерты, слушают демки, следят за трендами. Связываются с артистом и помогают доработать музыкальный материал, могут предложить советы по аранжировке, текстам, звучанию. Помогают заключить с лейблом контракт на запись. Обсуждают финансовые моменты. Помогают музыкантам добиться в процессе записи, чтобы материал соответствовал ожиданиям лейбла. Обсуждают творческие идеи, следят за успехом музыканта, чтобы планировать стратегию продвижения.
Q. Что происходит с музыкантом, который не может отбить аванс?
Если музыкант не может отбить аванс, это может привести к искам и штрафам. Как правило, долг перед лейблом или продюсерами накапливается с процентами. Невыполнение обязательств по контракту вредит деловой репутации музыканта, ограничивает его в выборе будущих партнёров. Могут происходить судебные разбирательства с лейблом и продюсером. Если с музыкантом будет расторгнут контракт, он может потерять возможность продвижения через этот лейбл. Лейбл и продюсер могут выставить дополнительные условия, чтобы помочь музыканту отбить аванс, например, путём записи, выпуска новой музыки или концертов.
♫ Указываются полные юридических имена и контакты сторон. Присутствует описание сотрудничества [запись альбома/сингла, разработка дизайна обложки, продвижение, распространение музыки], срок действия контракта, географические границы, на которые распространяется контракт.
♫ Перечисляются обязанности музыканта и лейбла.
♫ Прописываются финансовые выплаты - роялти, авансы, другие выплаты.
♫ Указываются детали о месте, времени и процессе записи альбома, кто владеет правами на музыку и тексты песен.
♫ Обрисовывается план продвижения альбома, маркетинг и PR. Как будет осуществляться распространение и продажа музыки.
♫ Оговариваются условия организации и расходов на шоу. А также - условия производства видеоклипов.
♫ Присутствует схема урегулирования вопросов об авторских правах.
♫ Решается где и как можно использовать музыку [например, в фильмах и рекламах].
♫ Оговариваются ограничения музыканта на участие в других проектах во время действия контракта.
♫ Уславливаются причину расторжения контракта и изменений в договор.
♫ Указывается порядок предоставления лицензий третьим лицам.
♫ Согласно договора у музыканта, как правило, есть возможность провести аудит лейбла и проверить финансовые отчёты.
♫ Заключается соглашение о конфиденциальности информации.
♫ Могут быть прописаны залоги. Расходы на запись, кто и как будет покрывать траты на студию и продюсеров.
♫ Оговариваются права на "имя" и имидж музыканта.
♫ Содержатся условия сотрудничества с продюсерами, аудиоинженерами, сессионными музыкантами.
♫ Указывается схема передачи материалов лейблу для избегания утечки.
♫ Прописывается порядок решения миграционных вопросов, если музыкант из другой страны.
♫ Порядок использования сэмплов в музыке, участие музыканта в рекламе. Соблюдение законов и норм индустрии.Контракты могут быть на запись альбома с определённым количеством треков, так и на запись отдельных синглов
Q. Легко ли музыкантам зарабатывать на своей музыке?
Зарабатывать может быть как сложно, так и легко. Зависит от таланта, трудолюбия, вовлечённости, творческой уникальности и умения себя продвигать. Хороший доход, особенно для известных музыкантов, может приносить выступление на живой сцене. Также доход идёт от продаж альбомов и треков, в том числе на различных платформах, вроде Spotify и Apple Music. Музыканты могут получать роялти за продажу своих треков для фильмов, рекламы, телешоу. Но нужно понимать, что в музыке большая конкуренция и огромное число исполнителей борются за внимание капризной аудитории, сложно выделиться. Популярные музыканты или группы получают рекламные контракты и возможность участвовать в крупных мероприятиях.
Больших успехов достигают требовательные к себе люди, которые ежедневно работают над собой и всю свою жизнь посвещают музыке.
♫ Из-за нарушения сроков записи альбома.
♫ Если лейбл не занимается продвижением артиста и нарушает свои обязательства.
♫ В случае плагиата или юридических правонарушений и скандального поведения, влияющего на репутацию лейбла.
♫ В случае плохих продаж и коммерческого провала альбома.
♫ Недовольство обеими сторонами пост-продакшн обработкой.
♫ Несоблюдение музыкантом графика тура.
♫ Прекращение карьеры из-за здоровья музыканта.
♫ В случае отказа артиста от продвижения [интервью, реклама].
♫ Конфликты между сторонами в процессе создания музыки.
♫ Изменение музыкального стиля, не соответствующего ожиданиям лейбла.
♫ Переговоры о более выгодном контракте с другим лейблом.
♫ Утечка конфиденциальной информации.
♫ Финансовые проблемы лейбла, в том числе, банкротство.
♫ Недовольство музыкантом аудитом лейбла по финансовым операциям.
♫ Недовольство фанатов и общественности поведением музыканта, низкие оценки критиков.
♫ Смена руководства лейбла.
Q. Что такое райдер? И какие пункты в нём могут присутствовать?
Райдер - перечень условий и требований, предъявляемых музыкантом к организаторам выступлений.
Это могут быть обычные вещи или эксцентричные.
Например, вода должна быть только из артезианских источников, персонал должен подписать договор о неразглашении, перед началом выступления нужен медальон с фотографией своего кота на сцене для удачи.
Q. В какой день недели обычно выпускается новая музыка?
В пятницу.